?

Log in

No account? Create an account
Польша. Краковское гетто. "Марш жизни" - Куры денег не клюют!
April 30th, 2012
02:26 pm

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Польша. Краковское гетто. "Марш жизни"
начало
Треблинка
Майданек
Аушвиц

Краковское гетто было организовано так же, как и в других крупных городах Польши после немецкой оккупации. Евреи Кракова (а их там жило перед войной около 80 тысяч) и пригородов были согнаны в один район города, вокруг которого возвели, руками самих же евреев, высокую стену.

Строительство стены гетто.



Поляков из этого района переселили в бывшие еврейские квартиры. Дальше обычный ход событий: периодические акции в гетто, когда «нетрудоспособных» отправляли в лагеря смерти, принудительный труд, голод, болезни, расстрелы.

В этом районе оказалась старинная аптека "Под орлом", принадлежащая семье Панкевичей.


Когда создавалось гетто, немецкие власти предложили Тадеушу Панкевичу перевести аптеку в «арийские районы». Он категорически отказался, мотивируя это тем, что потерпит от переезда большие убытки.

Здание его аптеки оказалось на самом краю гетто, фасадом оно выходило на «арийскую сторону», на старый Малый рынок (который сейчас переименован в площадь Героев Гетто), а задней частью – в гетто.

Двухэтажное здание аптеки напротив, вид с площади.
131.67 КБ


Всё время существования гетто, с 1939 по март 1943, Тадеуш Панкевич помогал евреям выжить. Через его аптеку передавали в гетто продукты и лекарства. Через нее выводили детей во время облав. Он информировал людей о положении на фронтах (евреям было запрещено иметь приемники, под страхом смерти). Тех, кто сбегал, чтобы спрятаться на «арийской стороне», он снабжал перекисью водорода, при помощи которой они осветляли волосы, чтобы меньше отличаться от поляков.

Тадеуш Панкевич в 1968 году получил титул Праведника Мира.

Группа молодых ребят гетто объединилась в Еврейскую Боевую организацию (Żydowska Organizacja Bojowa), сумела добыть оружие и взрывчатку. Они выбирались из гетто, устраивали диверсии на железной дороге, убивали пьяных офицеров. Самая блестящая из их операций была проведена 22 декабря 1942 года – они бросили гранаты одновременно в три кафе, где сидели эсэсовцы. 11 офицеров были убиты. В то же время они повесили над одним из зданий Кракова польский флаг. Операция была так точно спланирована, что никто из ее участников не пострадал. Но группа была выдана предателем, и почти все они погибли.
Вот несколько имен руководителей организации (в скобках подпольные клички): Арон (“Dolek”) Либескинд, (1912-1942), Шимшон (Шимек) Дренгер (1917-1943), Ривка ((“Vuschka”) Спинер (1920 -?) и Густа ((“Justina”) Дэвидсон (1917-1943).

В 1942 году началась ликвидация гетто, которая завершилась 13 марта 1943.

Приведу отрывок из книги «Роман» Романа Поланского, которому было тогда 9 лет.

«13 марта, в день, когда Краковское гетто должны были наконец ликвидировать, отец разбудил меня ещё до зари. Он отвёл меня на площадь позади эсэсовского охранного пункта, в то место, которое не просматривалось, и хладнокровно разрезал проволоку кусачками. Быстро обнял меня, и я скользнул под проволоку. Однако, когда я добрался до Вилков (поляки, которые согласились принять мальчика – Т.Р.), дверь была заперта. Я побродил вокруг, не зная, что делать. Потом обрадовавшись, что появился повод вернуться к отцу, направился назад в гетто. Не доходя до моста, я увидел колонну пленных мужчин, которых немцы вели под дулами ружей. Среди них был и мой отец. Сначала он меня не заметил. Мне пришлось бежать, чтобы не отстать. Наконец он меня увидел. Я жестами показал ему, поворачивая воображаемый ключ, что произошло. При молчаливой помощи остальных пленных он отстал на 2-3 ряда, незаметно меняясь с ними местами, чтобы оказаться подальше от ближайшего солдата и поближе ко мне, и прошипел: «Проваливай». Я остановился и посмотрел, как удаляется колонна, потом отвернулся. Больше я не оглядывался».

Основная масса евреев была отправлена в лагерь Белжец на уничтожение, а 15 тысяч работоспособных перевезены в лагерь Плашув, которым командовал патологический садист Амон Гёт, а потом их всех отправили в Аушвиц.

Всё происходившее в Краковском гетто и в Плашуве очень точно показано в «Списке Шиндлера», лучшем, на мой взгляд, фильме о Холокосте.

К концу войны, когда капитуляция Германии стала делом ближайшего времени, нацисты стали срочно ликвидировать концентрационные лагеря. Оставшихся в живых узников гнали в направлении Германии форсированным маршем, без еды и воды, пристреливая упавших. В этих маршах, получивших название «марши смерти», в самые последние дни, часы и минуты перед окончанием войны погибло около 250 тысяч узников, из них 60 тысяч евреев.

После Победы выжившие польские евреи стали возвращаться домой. Это были те, кто пережил лагеря, кого всю войну прятали спасатели, или те, кто воевал в партизанских отрядах. В их домах давно жили поляки, и опасение, что придется вернуть евреям жилище и имущество, вызвало в Польше ряд погромов.

В нескольких случаях предлогом для погрома стал вытащенный на свет «кровавый навет» - всё то же обвинение евреев в ритуальном убийстве христианских детей. Так произошло в Кельце. Из 20 тысяч евреев, живших там до войны, треть города, обратно вернулись 200 человек.

4 июля 1946 года в 10 часов утра начался погром, в котором участвовало множество людей, в том числе в военной форме. К полудню возле здания еврейского комитета собралось около двух тысяч человек. Среди звучавших лозунгов были: «Смерть евреям!», «Смерть убийцам наших детей!», «Завершим работу Гитлера!». Палками и камнями были убиты 47 человек, многие ранены.

(В 2006 - 60-я годовщина погрома -польский президент Лех Качинский назвал погром в Кельце «огромным позором для поляков и трагедией евреев»).

Аналогичные погромы прошли в Люблине, Кракове, Жешуве, Тарнове и Сосновичах.

После этого многие польские евреи стали перебираться в Западную Европу. Там они и другие европейские евреи, у которых не осталось ни дома, ни семьи, оказались в американских лагерях для перемещенных лиц. В Палестину, которая находилась под Британским мандатом, пускали по очень ограниченной квоте, а тех, кто пробирался нелегально, англичане отлавливали и помещали в лагерь на Кипре. И западные правительства начали понимать, что эту проблему надо как-то решать.

Так постепенно утвердилась мысль, что единственный выход – разрешить, чтобы у евреев был свой дом, свое государство. Англичане отказались от мандата, и 15 мая 1948 года было провозглашено государство Израиль.

В Израиле евреи, пережившие Холокост, молчали о том, что с ними случилось. Отношение к ним было сложное, часто негативное. Оно складывалось из нескольких составляющих.

Мы вас презираем, потому что вы не сопротивлялись (это совершенно ошибочное мнение держалось долго), вы позволяли гнать себя на убой и переводить на мыло. Так и кричали пережившим Катастрофу – «сабон!» (мыло).

Если вы выжили, значит, вы сотрудничали с нацистами.

Вообще, то, что рассказывается о гетто и лагерях – неправда, потому что такого быть не может.

Действительно. Слова «голод», «страдания», «смерть», «ужас», «отчаяние», «безнадежность» - это слова из обычной жизни. Каждый знает, что это такое.

Но слов, чтобы описать невозможное, непредставимое, то, что творили с людьми во время Катастрофы – таких слов не существует. Потому и объяснить это невозможно.

Это отношение круто изменилась после того, как в 1960 году группой израильтян был пойман в Аргентине и привезен в Израиль Адольф Эйхман, отвечавший в Третьем Рейхе за реализацию «окончательного решения еврейского вопроса». Открытый суд над ним длился несколько месяцев. Во время выступления свидетелей и свидетели, и слушатели, случалось, теряли сознание.

С этого времени в израильских школах стали преподавать историю Катастрофы, историю трагедии и героизма еврейского народа.

Постепенно, в противовес «маршам смерти», родилась традиция «маршей жизни», которые приурочивают ко Дню Катастрофы и Героизма, приходящемуся на весну.

«Марш жизни» - это символический проход, длиной около трех километров, делегаций из разный стран между Аушвицем1 и Аушвицем-Биркенау. Все участники, взрослые группы и старшеклассники, одеты в сине-белое, цвета израильского флага.

В нашем марше участвовало около 12 тысяч человек – из Израиля, из разных городов США, из Южной Америки и даже из Австралии.

Выход из ворот Аушвица1.
158.17 КБ

186.70 КБ


Впереди нас маршировала делегация от израильской полиции.
109.29 КБ


Обычные дома у дороги по пути нашего следования. В них жили во время войны и сейчас живут люди. Интересно, что они думают, глядя на наши бело-голубые колонны?
90.93 КБ


Идем вдоль путей. Когда-то здесь шли эшелоны в Аушвиц-Биркенау.
153.39 КБ


Колонну охраняют польские полицейские.
181.73 КБ


Бжезинка, польская деревня. Немцы переименовали ее в Биркенау, и именно здесь построили лагерь Аушвиц 2.
147.11 КБ


В Аушвице-Биркенау, на сцене, построенной между двумя взорванными крематориями, прошла торжественная церемония.
201.79 КБ


Когда мы были в Кракове, то на площади Героев Гетто увидели, как несколько стариков, одетых в форму американских войск, что-то рассказывают группам школьников. Эти старики в свое время участвовали в освобождении лагерей: Бухенвальд, Дора-Миттельбау, Флоссенбюрг, Дахау и Маутхаузен.
110.31 КБ


Вот этот замечательный старик, встреченный нами во время посещении Аушвица 1, освобождал Бухенвальд.
234.29 КБ


На церемонии один из них зажег факел памяти.
205.90 КБ

В конце церемонии хазан пропел заупокойную молитву по погибшим. А потом все 12 тысяч участников марша спели израильский гимн «Атиква».

Трудно найти человека, который бы сильнее, чем я, ненавидел любые митинги, официальные церемонии, массовое выражение эмоций и хоровое пение гимнов.

Но участвуя в этом «марше жизни», на этой церемонии, поверьте, я была счастлива петь «Атикву» вместе со всеми.

Tags: , ,

(45 comments | Leave a comment)

Comments
 
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]
From:al_ta_hd
Date:April 30th, 2012 12:06 pm (UTC)
(Link)
А это отношение к пережившим в Израиле, его несла какая-то определенная диаспора?
Ещё вопросы к истории и историкам: а существовал ли хоть один "юденрат", который благодаря этому сотрудничеству уцелел?
Детей спасали и прятали во время облав (действительно, героический аптекарь), но их перед лицом уничтожения туда возвращали... или есть не вернувшиеся?
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:April 30th, 2012 12:16 pm (UTC)
(Link)
Нет, отношение было общим.

Нет, ни один юденрат не уцелел. Схема была такая. В первые юденраты сами евреи выбирали самых уважаемых людей общины, чтобы те отстаивали их права. Таким, скажем, был в Вильнюсе Яков Выгодский, отец Александры Бруштейн.

Как только юденрат выражал свое несогласие с каким-нибудь распоряжением, его уничтожали. На смену приходили более гибкие и послушные главы юденрата. Среди них случались подлецы, которые пытались выслужиться и спасти себя и свою семью ( им это было обещано). Другие старались как-то организовать жизнь гетто, наладить питание, спасти хоть кого-то, хоть часть народа.

Но я тут писала в разделе "Треблинка" и могу еще раз уточнить: тем и уникально в истории явление Холокоста, что для спасения не оставалось ни одной лазейки. Ни заслуги перед Германией ( скажем кресты, полученные в Первую мировую), ни крещение, ни большие деньги, ни предательство своих соплеменников - никого не спасало. По плану должны были быть уничтожены все.

Часть детей были спасены поляками, как тот же Роман Поланский.
[User Picture]
From:ligrin
Date:April 30th, 2012 01:16 pm (UTC)
(Link)
спасибо, Таня.
"В нашем марше участвовало около 12 тысяч человек – из Израиля, из разных городов США, из Южной Америки и даже из Австралии." A из Польши?

[User Picture]
From:tarnegolet
Date:April 30th, 2012 02:25 pm (UTC)
(Link)
Лина, в Польше практически нет евреев. Посмотрите первую часть этих записок "начало".

После войны, несмотря на погромы, в Польше осталось несколько тысяч евреев. Они создавали семьи, получали образование, работали врачами, музыкантами, журналистами и пр. К 1968 году их насчитывалось около 30 тысяч.

Когда произошла Шестидневная война, президент Польши Гомулка начал кампанию травли против польских евреев. Советская классика: гневные статьи в газетах против "внутренних сионистских врагов", "пятой колонны",обвинительные передачи по СМИ, разгромные собрания, массовые увольнения с работы. Но не сажали и не расстреливали, спасибо.

Тогда бОльшая часть евреев уехала из Польши. Отстались немногие. Так что нынче Польша "Юден Фрай".
[User Picture]
From:ya_exidna
Date:April 30th, 2012 01:42 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, Таня.
Какой ужас - про послевоенные погромы, я не представляю просто, как это могло быть!
Интересно, Таня, а из России там были - например, те, кто тоже участвовал в освобождении из лагерей смерти?
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:April 30th, 2012 03:14 pm (UTC)
(Link)
Нет, из России не было никого. Я не знаю, принимает ли Россия участие в этих маршах. Кажется, нет. Конечно, российские ветераны, освобождавшие Аушвиц, Майданек и и Маутхаузен имели бы полное право на свою часть почестей.
[User Picture]
From:deniz_ati
Date:April 30th, 2012 02:29 pm (UTC)
(Link)
Моя бабушка была в варшавском.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:April 30th, 2012 03:14 pm (UTC)
(Link)
.
[User Picture]
From:zelda_l
Date:April 30th, 2012 03:05 pm (UTC)
(Link)
Благодарна вам за описание и фото. Если я смотрела со слезами, то как вам было снова все пережить?!
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:April 30th, 2012 03:07 pm (UTC)
(Link)
Спасибо, что прочли такой большой и тяжелый материал. Я не могла не рассказать - "пепел Клааса стучит в мое седце".
[User Picture]
From:yanalik
Date:April 30th, 2012 06:01 pm (UTC)
(Link)
Таня, спасибо тебе. Ты нашла правильную тональность.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:May 1st, 2012 05:00 am (UTC)
(Link)
Спасибо, Яна! Я ее - тональность - действительно искала.
[User Picture]
From:sozertsatel
Date:April 30th, 2012 06:58 pm (UTC)
(Link)
Спасибо. Так хорошо видеть на фотографиях ОТТУДА бело-голубое.
Только мне кажется, что получилась какая-то путаница с датами. Разве Акция Еврейской боевой организации могла быть после ликвидации гетто? А получается, что была после. Наверное, ликвидация была в марте не 42, а 43 года?
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:May 1st, 2012 05:02 am (UTC)
(Link)
Какой же ты внимательный, Созерцатель! Спасибо! Я брала данные из разных источников. Может, я напутала, может, они ошиблись.

Но со своим цифровым кретинизмом я не заметила нестыковки. Сейчас буду еще раз все проверять.
[User Picture]
From:sinantrop
Date:April 30th, 2012 09:20 pm (UTC)
(Link)
...помолчу...
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:May 1st, 2012 05:04 am (UTC)
(Link)
.
[User Picture]
From:niknor
Date:May 1st, 2012 07:41 am (UTC)
(Link)
Таня, большое спасибо за такой репортаж, и очень важно, что с комментариями. Трудно было читать и смотреть,но это очень нужно. И как всегда, боль, что Россия не участвует!
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:May 1st, 2012 12:47 pm (UTC)
(Link)
Спасибо вам за отзыв.
(Deleted comment)
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:May 3rd, 2012 04:54 am (UTC)
(Link)
Вам.
[User Picture]
From:putnic
Date:May 3rd, 2012 07:00 pm (UTC)
(Link)
Без слез никак. Спасибо.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:May 3rd, 2012 07:17 pm (UTC)
(Link)
.
[User Picture]
From:sova_f
Date:July 1st, 2012 02:15 pm (UTC)
(Link)
Потрясающие репортажи, Таня. Никогда не видела ничего подобного. Спасибо большое.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:July 1st, 2012 03:53 pm (UTC)
(Link)
Вам спасибо за отклик.

А как вы вышли на этот давний пост?
[User Picture]
From:e_f
Date:July 18th, 2012 03:57 pm (UTC)
(Link)
в общем, рассказ правильный, но несколько замечаний:

* до войны в Кракове было около 70 тысяч, а не 80

* Краковское гетто было достаточно маленьким - в отличие от большинства других городов, перед созданием гетто большинство евреев было выселено из города. Некоторые вернулись, но в общем, в гетто было тысяч 25. Голода, особенчно по сравнению с Варшавой и Лодзью, в Кракове не было. Это не значит, что с питанием там было все хорошо, но гетто Кракова было достаточно страшным местом и без того, чтобы добавлять лишние подробности

* Официальное название Малого Рынка, на который выходила окнами аптека Панкевича - Плац Згоды, т.е. Площадь Мира/Согласия

* Панкевич конечно исключительная личность, но помощь евреям была гораздо шире и многообразнее, чем то, что Панкевич описывает в своей книге. Там были и немцы, и поляки, и много чего другого. Сказывалась австро-венгерская история относительно хороших отношений между евреями и поляками и то, что в Кракове евреи были гораздо сильнее интегрированы в польское общество. Большинство, кстати, включая религиозных, совершенно не знало идиш. Родными языаками были польский и немецкий.

"Группа молодых ребят гетто объединилась в Еврейскую Боевую организацию" - это неверно. Во-первых, еврейских подпольных организаций было две. Одна называлась Искра, и в нее входили еврейские коммунисты, часть членов Хашомер хацаир и "беспартийные". Лидеры - Хешек Баумингер, Гола Мире, Яков Халбрайх. После создания влились как отдельная еврейская группа в Гвардию Людову (коммунистическое подполье). С точки зрения конспирации и активности они были гораздо профессиональнее второй еврейской организации, но о коммунистах говорить не комильфо. То, что Вы называете "Żydowska Organizacja Bojowa," на деле называлось "Organizacja Bojowa Żydowskiej Młodzieży Chalucowej." Если коротко, то Хахалуц Халохем. Около 100 человек, большинство из молодежного движения Акива, еще несколько их Дрора и других организаций. Еврейская Боевая Организация (та самая Żydowska Organizacja Bojowa Варшавского гетто) очень сильно пыталась добиться контроля над подпольем в Кракове, но у них это не получилось и эта попытка чуть не стоила Антеку Цукерману, одному из лидеров подполья в Варшавском гетто жизни. Да, и ZOB было сильно против атаки на Цыганерию. Но об этом туристам тоже не говорят.

"Самая блестящая из их операций была проведена 22 декабря 1942 года – они бросили гранаты одновременно в три кафе, где сидели эсэсовцы. 11 офицеров были убиты. В то же время они повесили над одним из зданий Кракова польский флаг." - и да и нет. Они однозначно бросили гранаты в Цыганерию. Это были единственные гранаты, которые взорвались. Попытка взорвать Эспланаду не удалась, а от третьего места (кинотеатр, а не кафе) они ушли сами - сеанс затянулся. Количество погибших неизвестно, но 11 это вполне возможная цифра. Мне встречались 7, 11, 12, и 70. Флаг был поднят надд мостом через Вислу и венок должен был быть положен к памятника Костюшко и Мицкевича. Само собой, никто не должен был знать, что операцию провели евреи. Вам не рассказали, почему это вдруг сионисты поднимают красно-белый польский флаг? Это ведь очень интересная история, которая ну соовсем не вписывается в каноническую историю еврейского подполья. Если хотите, я расскажу.

"Вот несколько имен руководителей организации (в скобках подпольные клички): Арон (“Dolek”) Либескинд, (1912-1942), Шимшон (Шимек) Дренгер (1917-1943), Ривка ((“Vuschka”) Спинер (1920 -?) и Густа ((“Justina”) Дэвидсон (1917-1943)." Это не подпольные клички, а имена. Клички у них были другие - Митек, Ромек и т.д. Арон - это еврейское имя Адольфа (Долека) Либескинда, Шимек - просто сокращение от Шимшон, как и Густа всего лишь сокращение Юстины. Либескинд и Дрангер действительно были лидерами, а вот их жены - нет. Лидерами было трио - Грангер, Либескинд, и Аврахам Лейбович (Лабан). Кстати, еще вопрос, чтобы понять что именно рассказывают - то, что Спинер арестовала и сдала Гестапо еврейская полиция гетто, Вам рассказали?

Но большинство вещей действительно верно.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:July 19th, 2012 05:28 am (UTC)
(Link)
Спасибо за поправки. Я не занимаюсь Холокостом профессионально, мой репортаж дает, скорее, внешнюю картину событий и мои впечатления от этой поездки.

На большее он не претендует.
[User Picture]
From:zolzayn
Date:September 14th, 2012 04:35 pm (UTC)
(Link)
Благодарю Вас.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:September 18th, 2012 01:24 pm (UTC)
(Link)
Вам спасибо.
My Website Powered by LiveJournal.com