tarnegolet (Татьяна Разумовская) (tarnegolet) wrote,
tarnegolet (Татьяна Разумовская)
tarnegolet

Category:

Альбертина

Основу этой художественной коллекции заложил эрцгерцог Альберт Саксонский-Тешинский еще в конце XVIII века, и поэтому дворец, ставший нынче музеем, носит его имя.

Постоянная коллекция живописи, с редкими вкраплениями скульптуры, небольшая, но отборная. У самых великих художников есть вещи проходные, а есть шедевры. В Альбертине каждый художник представлен одной-двумя работами, но эти работы - из лучших.

Альберто Джакометти
2014-04-19 13.54.53

Он узнаваем издаля, но никогда не надоедает. Пишут об одиночестве в мире и хрупкости его персонажей. Это верно, но, кроме того, сведя плоть почти на нет, он обнажил дух. Который продолжает быть, вопреки всему.

2014-04-19 13.55.06


Альфред Сислей. Берега речки Лоинг. 1885
2014-04-19 14.37.02
Его нежная палитра всегда у меня вызывает ощущение ранней весны, даже если изображено другое время года.


Когда говорят: "Я люблю Пикассо", мне это непонятно: Пикассо - это добрый десяток самых разных художников! Это разные стили, манера, приемы. Иногда кажется, что эти художники вообще не знакомы, настолько они не похожи друг на друга! Мне одни его работы бесконечно нравятся, другие не нравятся, какие-то оставляют равнодушной. Но эти две, по-моему, очень хороши!

Пабло Пикассо. Сильветт. 1954
2014-04-19 13.56.24


Пабло Пикассо. Обнаженная с птицей и флейтистом. 1967
2014-04-19 13.57.05


Мой любимый, всегда радостный и забавный Пауль Клее. Его работы были отнесены нацистами к "Дегенеративному искусству".

Пауль Клее. Пригашенная вспышка света, 1927.

2014-04-19 13.58.52

Пауль Клее. Приключение на море, 1927
2014-04-19 13.59.11


Аристах Лентулов. Красный мост в Зарижено.
2014-04-19 14.24.55
Его работы очень редко можно встретить в западных коллекциях, как и Александра Родченко.


Александр Родченко. Композиция, 1919.
2014-04-19 14.25.41
Эта работа времени его увлечения конструктивизмом, в период дружбы с Татлиным.


Марк Шагал. Воздушный змей, 1926
2014-04-19 14.26.09


Марк Шагал. Витебск. Деревенская сценка. 1924-26.
2014-04-19 14.26.27



Михаил Ларионов. Офицер и парикмахер. 1907-09.
2014-04-19 14.27.08



Морис де Вламинк. Сена около замка. 1906
2014-04-19 14.28.07
Вот чувствуется в его работах, что он к живописи пришел из музыки!



Амедео Модильяни. Юная женщина в сорочке. 1918.
2014-04-19 14.28.49



Алексей Явленский. Юная девушка в шляпке с цветами. 1910
2014-04-19 14.30.08
Тоже был в 1937 объявлен представителем "Дегенеративного искусства". Около 70 его работ было конфисковано.


Алексей Явленский. Кукурузное поле. 1905
2014-04-19 14.31.10



Эрнст Людвиг Кирхнер. Две обнаженные в комнате. 1914
2014-04-19 14.32.37
Познакомилась с его живописью вживую в Мюнхенской Пинакотеке. Яркий, острый, выразительный! Опять же, представитель "Дегенеративного искусства". В 1937 из музеев Германии было выброшено 639 его работ. В 1938 он покончил собой.



Клод Моне. Пруд.
2014-04-19 14.34.17
Не удалось снять хорошо, к сожалению. Работа большая, два метра на метр. Вода живет, листья кувшинок на ней чуть шевелятся, и даже слышно кваканье лягушек. :)



Еще одни "Голубые балерины" Дега.
2014-04-19 14.34.56



И поразительный портрет белой лошади Тулуза Лотрека, очень неожиданный. 1881
2014-04-19 14.35.39



Когда я поднималась в Альбертину, то попала как раз к выносу зайца.


Вынос зайца.
2014-04-19 12.52.14

2014-04-19 12.52.19

Зайца поставили у входа, и на него тут же залезли мелкие дети. Возможно, это было связано с поверьем, что если в Страстной четверг из лесу приходит заяц, это - к счастью. Но я не знала, что этот заяц - символ и знак Альбертины, его можно купить в магазине при музее - любых цветов и размеров.


Магазин.
2014-04-19 13.51.17



А теперь я расскажу о самом потрясающем в Альбертине, о том, чего я не видела ни в одном музее мира. Это немыслимая коллекция рисунков художников, 65 тысяч рисунков! От Дюрера до Пикассо. Рисунки Босха, Леонардо, Микельанджело, Рафаэля, Тьеполо, Веласкеса, Гойи, Рембрандта... Всех не перечислить. Рисунки углем, карандашом, перышком, иногда с добавкой сепии, гуаши или акварели. Рисунки на желтоватых листочках из рабочих блокнотов художников, не на заказ, а для себя.

Попыталась сама себе объяснить, почему это произвело такое взрывное впечатление. В живописи ты редко можешь заметить мастерство рисовальщика, живопись воздействует иными приемами: цвет, пространство, композиция, энергетика мазка. Живопись подчиняется законам времени, законам жанра. Мы сразу видим: это барокко, а это ранний Ренессанс. Это парадный портрет, а это пасторальная сценка. И это ставит между нами и картиной зазор времени.

В рисунках же ничего этого нет - жанра, художественного течения, требований заказчика. Художники всех веков рисовали точно так же, как рисуют сейчас - карандашом, углем, сепией. Где-то растирают линию пальцем, где-то чуть добавляют цвета. Между тобой и этими рисунками не стоит ничего, они живые, ощущение, что их нарисовали только что. Ты просто стоишь за спиной художника и видишь, как он делает наброски в своем блокноте. Просто какая-то волшебная машина времени! У меня там даже закружилась голова, и пришлось сесть на банкетку :)

Изумительный "Заяц" Дюрера (кстати, мой компьютер подчеркивал "Дюрера" красным и предлагал исправить на "фюрера") и стал символом Альбертины.


Альбрехт Дюрер. Заяц, 1502
2014-04-19 13.49.17
Это первый рисунок Дюрера, где он проставил свое имя и год создания, видимо, ему самому он нравился. Мне бесконечно повезло, что рисунок был выставлен! Скоро его опять уберут в запасники, положат в светонепроницаемую папку, чтобы он не выгорел, не пропал.



Альбрехт Дюрер. Птичье крыло.
2014-04-19 13.49.24



Альбрехт Дюрер. Руки.




Лукас Кранах старший. Портрет отца Лютера. 1527




Иероним Босх. Человек-дерево. Бумага, коричневые чернила. Конец XV века.




Микельанджело Буонаротти.
2014-04-19 13.49.40



Питер Пауль Рубенс. Портрет сына Николаса. 1617
2014-04-19 13.49.33
Сколько нежности и любви в этом рисунке!

Интермеццо №3

Я присела в зале на банкетку и достала бутылочку с водой. Тут же ко мне подскочил суровый служитель и сказал, что пить здесь запрещено. Извинилась, сунула бутылочку в сумку. Пошла дальше. Чувствую: на ногу что-то капает. Открыла сумку, ахнула. Испуганно после окрика запихивая бутылку в сумку, я недозавернула крышечку. И в моей сумке – пол-литра воды! Рванула в туалет – выплеснуть воду, отжать перчатки и кошелек, попытаться спасти блокнотик с размытыми записями.

В туалете две кабинки. Одна заперта намертво, из второй доносится женский голос. Не знаю немецкого, но по бурным интонациям было понятно, что барышня выясняет по мобильнику отношения, перепутав туалетную кабинку с телефонной. Растущая женская очередь прислушивалась с интересом. Оборвав беседу на мощном крещендо, барышня выпорхнула из кабинки, спрятала телефон и, не проявив ни малейшего смущения из-за того, что ее подслушивало десять человек, стала расчесывать перед зеркалом красивые темные волосы.

Тут неожиданно распахнулась дверь второй кабинки. И оттуда вышли две дамы… Одна в кожаном черном костюме, с иглами ярко-рыжих волос на голове и крупной серьгой в левом ухе, другая, блондиночка, в длинном бежевом пальто. Провожаемые взглядами, подруги исчезли за дверью. Какая, однако, бурная жизнь в этой Альбертине!



Вена. Часть I. Прелюдия
Вена. Часть II. Хундертвассер
Часть III. Венская опера
Вена. Часть IV. Вокруг музыки
Вена. Часть V. Таверна
Tags: Вена, поездки, размышлизмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 42 comments