?

Log in

No account? Create an account
Галуст Гульбенкян и его музей в Лиссабоне - Куры денег не клюют!
October 28th, 2014
11:37 am

[Link]

Previous Entry Share Next Entry
Галуст Гульбенкян и его музей в Лиссабоне
Галуст Саркис Гульбенкян

(1869, Стамбул — 1955, Лиссабон)

Предприниматель и миллиардер армянского происхождения, крупнейший нефтяной магнат середины XX века. Филантроп и одержимый коллекционер, собравший уникальную коллекцию произведений искусства, которая никоим образом не должна была достаться Португалии! Но досталась. Я покажу часть его коллекции и немного расскажу об этом невероятном человеке. Коллекция его эклектична: старинные монеты, керамика, серебро, мебель, скульптура, живопись. При этом, каждый экспонат - высшего уровня. «Только наилучшее для меня достаточно хорошо», - заявлял Гульбенкян.


Изображения богов Древнего Египта.
IMG_6226


Персия, XII век, фаянс
IMG_6232

Персия, XIII век.
IMG_6234


Отец Гульбенкяна был банкиром и торговцем коврами. За отличную учебу он наградил 14-летнего сына пятьюдесятью пиастрами. Сын тут же побежал на стамбульский базар и купил на эти деньги несколько древнегреческих монет. Папа-Гульбенкян рассердился: "Бестолочь! Ты обменял живые деньги на мёртвые! Из тебя никогда ничего не выйдет!" Но папа ошибся. Эти первые монетки стали основой будущей коллекции будущего магната.

Персия, XII век.
IMG_6235

Персия, XIII-XIV век
IMG_6237


Свой французский Галуст совершенствовал в Марселе. В Королевском оксфордском колледже Лондонского университета он изучал инженерное дело. В 1887 году, окончив с отличием Королевский колледж и получив диплом инженера-нефтяника, 22-летний Гульбенкян опубликовал серьёзное исследование по истории разработок и эксплуатации нефтяных ресурсов на Среднем Востоке, заинтересовавшее министра шахт Османской империи, который и поручил молодому ученому составить справку о нефтяных месторождениях Месопотамии. С этого началась история разработки арабских нефтяных месторождений и история посредничества Галуста Гульбенкяна.

Египет или Сирия, XIV век, позолоченное стекло с эмалью.
IMG_6240

Тот же период.
IMG_6244

Турция, XVI век, подглазурная роспись.
IMG_6245


С этого момента Галуст Гульбенкян постоянно возглавлял или был советником международных компаний, разрабатывающих и эксплуатирующих нефтяные месторождения Ближнего и Среднего Востока, и какие бы страсти ни кипели, кто бы из держав-соперников ни побеждал, Гульбенкян всегда получал свои оговоренные 5% акций, за что и получил прозвище "Мистер пять процентов". Потому что все знали - другого такого специалиста не найти. Гульбенкян богател, и с его богатством росла и его коллекция. Все приобретения он считал своими детьми и часто говорил: «Верите ли, я просто чувствую, что они - часть моей души, моего сердца».

Ниже несколько китайских фарфоровых ваз и фигур XVIII века. Фарфор - нежный материал, он не любит крупных форм, а эти предметы - огромные, от 60см до 1м высотой и в идеальной сохранности. Я такого нигде не встречала!

IMG_6247

IMG_6248

IMG_6249

IMG_6251

IMG_6252

IMG_6253


IMG_6254

Фарфоровые блюда и чайник, Китай, 1740 год.
IMG_6257

IMG_6255

IMG_6258


Часы XVIII века. Самое поразительное, что и эти часы, и все другие в музее - шли и показывали точное время! Такого больше, кажется, нет нигде!
IMG_6291


Гульбенкян получил британское гражданство и во всех операциях, связанных с нефтью, делал всё, чтобы оградить аппетиты Германии в разработках нефтяных источников. При этом, он всю жизнь оставался патриотом Армении.

Еще в 1906г. в Константинополе, в национальной больнице Св.Спасителя он оборудовал операционную, названную его именем.
В течение 5 лет он выделял 500 османских золотых для сирот Кесарии. В 1920-1940гг. помогал армянским школам и больницам Турции, Сирии, Ливана, Ирака и Иордании. Финансировал строительство многих армянских церквей Ирака и Ливана.
В 1929г. на территории Армянского патриархата в Иерусалиме построил книгохранилище Дурьян, реставрировал церковь Св.Гроба Господня и подарил патриархату большую часть произведений древнего армянского искусства из своей коллекции.
В 1932г. он выделил 4000 фунтов стерлингов на строительство армянской церкви и школы в Триполи, отремонтировал армянскую школу в Баальбеке, $400.000 выделил на реставрацию колокольни собора в св. Эчмиадзине.
И наконец, в 1922г. в память о своем отце построил в Лондоне церковь св.Саркиса.
До сих пор армянские общины мира получают поддержку из фонда Гульбенкяна.

Еще две восхитительные китайские работы, резьба по камню. Они стоят у окна и вместе с садом за стеклом составляют живую композицию.
IMG_6260

IMG_6261

Но самыми ценными в коллекции Гульбенкяна стали приобретения, сделанные в Советской России, в Эрмитаже, когда жлобская банда у власти стала распродавать по-дешевке награбленные и ненужные им самим художественные ценности.

Еще в 1920 году Ленин, прочитав доклад наркомфина об учете и условиях реализации ценностей, написал: “т.Чуцкаев! Что делать с вскрытыми и отсортированными ценностями? Гуковский говорил, что может легально продавать их. Надо это сделать архибыстро”.

Триптих, где изображены сцены из жизни Марии. Париж, 1280-1300, слоновая кость.
IMG_6263

Антонио Росселино. Мадонна с младенцем. Флоренция. Около 1461 года. Мрамор.
IMG_6272


Поскольку Гульбенкян в 1928 году помог Советам продавать нефть на Западе, он, естественно, стал первым, кому тайно предложили выбирать из сокровищ Эрмитажа вещи по его вкусу. А вкус у него был - о-го-го. Он направил свой список, куда входили «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса, но сделка не состоялась, и картины остались в Эрмитаже.

Наконец, в 1930 году наркомом внешней торговли Анастасом Микояном, хорошо знакомым с Гульбенкяном, ему был продан ряд картин, большинство из которых сейчас находятся в постоянной экспозиции его музея в Лиссабоне. Продавцы остались недовольны результатами сделки с нефтепромышленником и стали искать новых покупателей. Сам Гульбенкян не был удовлетворен действиями советских агентов, которых считал глупыми и непрофессиональными, о чём свидетельствует его письмо-меморандум.

Это письмо стоит показать целиком, так оно выразительно!

Гульбенкян, «Меморандум» Пятакову, 17 июля 1930 года

(…) После всего сказанного Вы вправе спросить, почему же я пишу Вам об этом, когда и сам стремлюсь приобрести эти произведения.
Вы, вероятно, помните, что я всегда рекомендовал Вам и продолжаю советовать Вашим представителям не продавать Ваши музейные ценности, ну а если Вы все же собираетесь продавать их, то отдать мне предпочтение при равенстве цены, и просил держать меня в курсе того, что Вы намереваетесь продать.
В публике уже много говорят об этих продажах, которые, по моему мнению, наносят огромный ущерб Вашему престижу (особенно продажи г-ну Меллону, который очень на виду). Возможно, что в некоторых случаях в Америке Вам и удастся добиться более высоких цен, нежели предлагаемые мною. Однако невыгодность сделок, совершенных таким образом, настолько значительна с точки зрения престижа, пропаганды и огласки, что мне приходится лишь удивляться, что Вы все же идете на них.
Торгуйте чем хотите, но только не тем, что находится в музейных экспозициях. Продажа того, что составляет национальное достояние, дает основание для серьёзнейшего диагноза.

Если, несмотря на все сказанное, Вы все же решитесь на продажу ценностей из Ваших музеев (а я настаиваю на том, что этого делать Вам не следует), то вместо того, чтобы их продавать посредникам, пустите все в открытую продажу на рынке, ибо наивная игра в прятки, практикуемая сейчас, принесет только убытки. Те, кому поручены эти операции, не отдают себе в том отчета, игнорируют огромный косвенный вред, причиняемый ими же. Я рассмеялся, когда один из них заявил мне, что во время Французской революции также распродавались собрания Версаля. Что за наивное простодушие, что за незнание эпохи и обстоятельств!"

За три сделки им был куплен 51 эрмитажный экспонат всего за 278 900 фунтов.

Роджер ван дер Вейден. Портрет св. Екатерины (?). Фландрия. 1435г. Темпера и масло(?) на дереве.
IMG_6265

Доменико Гирландайо. Портрет молодой женщины. Флоренция, 1490. Темпера на дереве
IMG_6270


Франц Хальс. Портрет Сары Хессикс. Голландия, 1626, масло на холсте
IMG_6276


Антон ван Дейк. Мужской портрет. Фландрия, 1620 (?), масло на холсте
IMG_6284


Питер Пауль Рубенс. Портрет Елены Фоурман. 1630. Масло на дереве
IMG_6282



Ниже восхитительная работа Рубенса, не припомню ее по альбомам!

Питер Пауль Рубенс. Любовь кентавров. 1635. Масло на дереве.
IMG_6287

И, наконец, главное приобретение Гульбенкяна из Эрмитажа.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика. 1645. Масло на холсте.
IMG_6280


Картина обошлась ему в тридцать тысяч фунтов стерлингов. Эта сделка была еще одним подтверждением феноменальных торговых способностей Гульбенкяна: даже когда конкуренты уже покупали вещи из Эрмитажа, платя в десятки раз больше, ему удавалось уговаривать столь нуждавшиеся в деньгах власти продавать ему дешевле.

«Художественное полотно должно быть приятным, занимательным и привлекающим внимание. Да-да, приятным. И без того в жизни достаточно скучных вещей. Мы не должны увеличивать их число», - говорил Гульбенкян.

... Дальше у моего аппарата сдохла батарейка, и я уже ничего не смогла сфотографировать - ни Гудона, ни импрессионистов, ни постимпрессионистов. Но вы, наверно, уже получили представление о ценности этой коллекции.

Гульбенкян никого не допускал до своего собрания, это была его страсть, его личная собственность. Тому, что мы с вами имеем счастье ее увидеть, поспособствовали два разномасштабных обстоятельства: ссора Гульбенкяна с сыном и Вторая мировая война.

Сын магната оказался шалопаем, ему нравилось гулять, а не приумножать отцовские миллиарды. Однажды он нагулял на огромную сумму и прислал папе счет. Гульбенкян возмутился и отказался платить. Тогда сынок подал на папу в лондонский суд, требуя, чтобы батюшка обеспечил ему достойное существование, соответствующее его богатству и положению в обществе. И выиграл! И получил по суду 10 миллионов фунтов стерлингов.

Папу это не разорило, у него было около 3-х миллиардов, но отношения испортились, и коллекцию сыну Гульбенкян не оставил.

Вторая мировая война застала Галуста Гульбенкяна во Франции. От немцев он ничего хорошего не ждал, так как всю жизнь им противостоял в сфере экономики, и они об этом отлично помнили. Он благоразумно решил уехать со всей своей коллекцией в Америку. Путь лежал через Лиссабон, где Гульбенкян задержался на недельку, отдохнуть. И растворившись в португальской "кальме" - благом спокойствии, остался там на 13 лет, до конца жизни.

Каждый день он совершал пешие прогулки в сопровождении верного секретаря, несшего за ним складной стульчик. Однако, поскольку миллиардер вскоре превратился в настоящую достопримечательность Лиссабона, даже дети не давали ему прохода, окружая его всякий раз, как он присаживался на свой складной стульчик перевести дух. Очевидцы свидетельствуют, что и с этим бедствием магнат боролся своим, «гульбенкяновским» методом: детям было дозволено находиться рядом с ним при условии соблюдения ими полной тишины, за что каждый получал по монетке.

Часть своей коллекции Гульбенкян передал Британскому музею и Национальной галерее в Лондоне, кое-что ушло в Америку. Но основная часть осталась в Лиссабоне.


Музей Гульбенкяна в Лиссабоне.


Прелюдия
Лиссабон
Лиссабон-2
Лиссабон-3

Tags: , ,

(40 comments | Leave a comment)

Comments
 
[User Picture]
From:duchelub
Date:October 28th, 2014 09:58 am (UTC)
(Link)
Какая красота! Каждая вещь исключительно,красива, совершенна. А вот с картинами у меня часто неясность. Неужели у чуть ли не каждой картины есть масса авторских вариантов? Напр, видела картины Веласкеса, здесь приведённые. в альбомах о других музеях. Нет у меня альбома этого музея, а репродукции картин есть :))
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 10:07 am (UTC)
(Link)
Веласкеса здесь нет. А свою вторую жену и любимую модель Елену Рубенс писал неоднократно и делал авторские копии в крохотными вариациями.
[User Picture]
From:lsoroka
Date:October 28th, 2014 10:07 am (UTC)
(Link)
Теперь понятно, откуда у Галустяна средства на продюсерскую деятельность. )
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 10:18 am (UTC)
(Link)
А кто это? ))
[User Picture]
From:fslon
Date:October 28th, 2014 10:37 am (UTC)
(Link)
Удивительный и интересный рассказ о городе и вообще! Даже поехать захотелось :)
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 10:39 am (UTC)
(Link)
Очень желаю! :)
[User Picture]
From:milka_why
Date:October 28th, 2014 11:48 am (UTC)
(Link)
Какой интересный дяденька!
Никогда о нем не слышала и небось не услышала бы. Спасибо!
У св. Екатерины, наверное, дата другая должна быть?
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 12:01 pm (UTC)
(Link)
Этот мой цифровой кретинизм!.. :(( Спасибо, Мила!
[User Picture]
From:sozertsatel
Date:October 28th, 2014 12:05 pm (UTC)
(Link)
Очень интересно!
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 12:12 pm (UTC)
(Link)
Я старалась! :))
[User Picture]
From:luckyed
Date:October 28th, 2014 01:41 pm (UTC)
(Link)
Замечательный рассказ. Мы, по-моему, единственные из всей группы отправились в этот музей и провели там несколько часов. Невероятный уровень коллекции. Не просто картины великих мастеров, а их шедевры. А скульптуры? А часы, вазы, медали...
Мы просто остолбенели в зале Арт Нуво. Перефотографировал там каждыи браслет или гребень. Одно из самых мощных лиссабонских переживаний.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 01:47 pm (UTC)
(Link)
Вот и я так же. Хотя отправилась туда после целого дня гуляния по городу, и батарейка сдохла, а запасную я не захватила :((

Нет, я была там не одна, мы пошли группой в 10 человек, и я там им провела спонтанную экскурсию :)) Ну, просто кому-то что-то сказала, и им стало интересно меня слушать :))))
[User Picture]
From:permosalim
Date:October 28th, 2014 02:01 pm (UTC)
(Link)
Спасибо за мастерски сделанную работу ?
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 02:13 pm (UTC)
(Link)
Фраза под вопросом? :))
[User Picture]
From:sid75
Date:October 28th, 2014 03:47 pm (UTC)
(Link)
Какая коллекция потрясающая! Все предметы высшего уровня, даже называть не стану, какие понравились - все подряд. Но самая-самая - барельеф Антонио Росселино. На мой непросвещенный взгляд это где-то рядом с Пьетой Микельанджело.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 03:50 pm (UTC)
(Link)
Прекрасный барельеф, согласна.
[User Picture]
From:yulen_ka
Date:October 28th, 2014 04:57 pm (UTC)
(Link)
Восхитительная коллекция!
Но, знаете, это наверно смешно и глупо, но до сих пор не могу простить этим сволочам разорения Эрмитажа. Хотя уже 40 лет, как оттуда уехала, и там все чужое теперь, но это все равно болит.
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 05:05 pm (UTC)
(Link)
Не огорчайтесь. Большинство экспонатов попало в лучшие музеи мира, где отличные условия и высокие специалисты. Так что мы с вами радуемся им там.

Ну а насчет распродажи по-дешевке "экспроприированных" коллекций, которые кто-то любовно собирал из поколение в поколение... Это нормальное отношение хамов и бандитов к награбленному. Да еще и недоступному их сознанию.

Мне лично гораздо более страшным кажется уничтожение лучшего человеческого генофонда, искажение понятий, превращение огромной страны в лагерь, со стукачами, вертухаями, бесправием и обще лагерной психологией.

Edited at 2014-10-28 05:13 pm (UTC)
[User Picture]
From:raf_sh
Date:October 28th, 2014 06:19 pm (UTC)
(Link)
Спасибо.
Я там много снимал: http://raf-sh.livejournal.com/tag/portugalia-2012
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 28th, 2014 06:23 pm (UTC)
(Link)
Да, здорово! В азулежу я не была.
[User Picture]
From:walentina
Date:October 29th, 2014 09:34 am (UTC)
(Link)
чувствуется хватка профи)) - решпект и уважуха!)

Меня тоже всегда утешало, что все эти дивы дивные попали в приличные места, и зритель ничего не потерял. Не помню, чтобы Ленин упомянул хоть один артефакт - вот только над Аппассионатой рыдал)

А собиратель древностей оччень симпатичный, спасибо ему. И тебе!)
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:October 29th, 2014 09:48 am (UTC)
(Link)
Да, усатый такой, "настоящий полковник" :))
[User Picture]
From:virginian
Date:January 26th, 2019 11:48 am (UTC)
(Link)
Великолепная коллекция!

"Гульбенкян никого не допускал до своего собрания, это была его страсть, его личная собственность" - как это похоже на Альберта Барнса, все-таки многие коллекционеры большие эгоисты. Многих моих друзей Лиссабон очаровывает как город со знаменитой португальской плиткой, а тут еще и этот замечательный музей. Пора ехать!
[User Picture]
From:tarnegolet
Date:January 26th, 2019 12:00 pm (UTC)
(Link)
Очень стоит! Португалия вообще моя любовь, там попадались такие короли, каких не знал и до сих пор не знает просвещенный мир. Вот как мой любимый король Диниш I )

https://tarnegolet.livejournal.com/572272.html#comments

Edited at 2019-01-26 12:02 pm (UTC)
My Website Powered by LiveJournal.com