tarnegolet (Татьяна Разумовская) (tarnegolet) wrote,
tarnegolet (Татьяна Разумовская)
tarnegolet

Category:

Аксель

(1928-2004)

Жил в Израиле, рядом с озером Кинерет, такой удивительный человек – Аксель. Буквы AXL были на его входной двери, и все его так и звали. Не каждый даже знал, что по паспорту он Борис Аксельрод.

Он окончил в Питере Муху ( Высшее Мухинское художественное училище), был художником, музыкантом ( часто на скрипке играл Баха), философом, человеком особой складки. В его мастерской на Фонтанке не закрывались двери, весь питерский андеграунд там тусовался.

Вспоминают гости студии Виктория и Людмила Третьяковы: «…Хозяин был личностью сказочной и говорил каким-то глубоким, почти библейским голосом. В его кухне было, как у средневекового алхимика. Потолок был раскрашен под звездное небо, в ванной стоял аппарат для омоложения организма. Многие из приходящих сюда интересовались йогой, а в коридоре бродила ученая ворона Радилярдус...».

Стихотворение «Над небом голубым» Анри Волохонский написал в той мастерской. Акселю было заказано мозаичное панно «Небо», и весь пол мастерской был завален голубой керамикой.

Анри Волохонский: «Аксель делал тогда это самое "Небо на земле"... А мы делали вид, что помогаем Акселю - кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем, довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять».

Но самое удивительное, что сделал Аксель, он – единственный в мире – придумал, как работать в технике энкаустики, писания восковыми красками, как сделаны фаюмские портреты, яркостью и красотой которых мы любуемся.

Секрет этой сложнейшей техники невыгорающих красок был утерян. Многие художники пытались его восстановить, начиная от Леонардо да Винчи, но не преуспели – горячая восковая краска на кончике специального стека мгновенно застывала.

Аксель придумал заменить стек обыкновенным паяльником. Сам делал краски, смешивая воск, смолу и пигмент. И писал свои картины.

Весь его облик, его образ жизни, его окружение – всё не вписывалось в облик советского гражданина.

И в 1982 году Аксель был вызван на беседу в Большой Дом на Литейном, где ему ласково сказали: «Вам пришло приглашение на историческую родину!" - "Я не просил!" - "Неважно, подавайте документы!"

Времени на сборы не дали. Вывезти картины не разрешили. Он уехал с зонтиком и полиэтиленовым пакетом в руках, и вдруг, миновав паспортный контроль, понял - его "выпустили за колючку"!

Он поселился в Тверии и скоро оброс поклонниками и учениками.

Мой отец знал Акселя по Питеру, и когда в 1988 году впервые приехал в гости в Израиль, то скоро навестил Акселя в его мастерской. Вернувшись из Тверии, он рассказывал, что Аксель кормил его ржаным хлебом собственной выпечки. Они не раз еще встречались в Иерусалиме, в мастерской их общего друга Якова Блюмина, изумительного скульптора по дереву. Им троим было вместе всегда хорошо и интересно.

Недавно я стала разбирать отцовские блокноты с набросками, и нашла там два быстрых портрета Акселя – фронтальный и набросок со спины: "Аксель за работой".

Он именно таким и был. В этих работах видно отцовское отношение к Акселю – любовное и с улыбкой.


Лев Разумовский. Аксель

На портрете Аксель расписался: "Подтверждаю. AXL".


"Аксель за работой"
Tags: израильские зарисовки, памяти, папа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Дождь

    Тинь-тинь-тинь! Тан-тен-тон! Разбудил нежнейший звон. Встала в розовую рань – За окошком зернь и скань. Никаких других событий, Лишь серебряные нити…

  • Слова

    Что ни скажи – двусмысленно звучит, Трёхсмысленно, стосмысленно и дале, Суть рассыпается на фейки, на детали, И вот уже мемекает, урчит. Слова,…

  • Пропавший сон

    Куда исчез, пропал мой сон? Быть может, смылся на Гудзон? И там по берегу гуляет, Гудя в тоске, как старый слон? А может заблудился он Меж…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments