tarnegolet (Татьяна Разумовская) (tarnegolet) wrote,
tarnegolet (Татьяна Разумовская)
tarnegolet

Categories:

«МАСТЕР И МАРГАРИТА», 1972

Открыла для себя не только первое полноценное воплощение романа на экране (в том же году Анджей Вайда выпустил «Пилат и другие», по библейской части романа), не только замечательного югославского режиссера Александра Петровича, но и экранизацию, которая мне бесконечно нравится, в отличие от прочих попыток.

Прежде всего, это не совсем экранизация, точнее, совсем не экранизация. Петрович объединил «Мастера и Маргариту» с «Театральным романом». Он разъял обе вещи, расколол на нужные ему куски и воспользовался ими для составления собственного витража, собственной мысли – и сделал это прекрасно.

Драматург Николай Максудов, Мастер, пишет пьесу о Понтии Пилате, и дальше начинается кафкианская история попыток эту пьесу поставить в театре. И не важно, что Москва не похожа на Москву, а, скорее, на какой-то гигантский провинциальный город. И что герои откровенно не похожи на героев романа. Мастер, Маргарита, Воланд – внешне совершенно другие, но это не мешает, а даже обостряет восприятие происходящего на экране, отрывая от своих привычных образов и погружая в мир, созданный Петровичем.

Вся команда Воланда, вместе с ним самим, действительно демоническая – отталкивающая и привлекательная одновременно. И Бегемот тут – не ряженый в пошлый костюм кота актер, а жуткий демон, спутник Князя Тьмы.

И создает Петрович ощущение нарастающей жути и полной безнадежности выхода из нее в тоталитарном пространстве. Этот мир страшнее мира Булгакова. Никаких «рукописи не горят». Свои черновики Мастер пишет прямо на стенах комнаты. И они исчезают под кистью вселившегося в его квартиру доносчика. Дьявол способен только вырвать жертву из этого пространства, но не может наградить вечным покоем. Дьявол может жестоко подшутить или наказать кого-то, но это и всё, на что он способен. И вот только тут я поняла, за что так свирепо был наказан Берлиоз.

А как виртуозно использована музыка – не в тональности происходящего, а по контрасту, как бы с демонической издевкой. Например, в момент ареста Мастера, мелькает пасть Бегемота и звучит песенка Окуджавы «Черный кот». И отчаянное письмо Булгакова Сталину, в фильме пишет затравленный Мастер.

Фильмы, даже самые хорошие, в большинстве своем быстро устаревают, ветшают, через 10 лет их смотреть уже невозможно. Этот не устарел, смотрится на едином дыхании, как будто сделан вчера.

Добавлю, что Александр Петрович за этот фильм подвергся преследованиям в Югославии и вынужден был оттуда уехать навсегда.

Много бы еще написала, но не хочется спойлерить )) Посмотрите сами. Фильм есть в Сети на нескольких сайтах в свободном доступе.
Tags: размышлизмы, фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Три поросёнка

    (на мотив братьев Покрасс "Три танкиста, три веселых друга) Облака ползли себе куда-то, Лес шумел тихонько над ручьём. Три свинёнка, три весёлых…

  • Размышления лингвиста

    В чем разность, мучаюсь вопросом, Между МАТРАСОМ и МАТРОСОМ? На каждом множество полос. Он кто? МАТРАС или МАТРОС? Отличны гласной – А и О. А…

  • Огарок

    горит огарок, догорает, нет, чтобы силы поберечь, себя – и только – освещая, медлительною каплей течь, растягивать, пока возможно, дыхание оплывших…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments