tarnegolet (Татьяна Разумовская) (tarnegolet) wrote,
tarnegolet (Татьяна Разумовская)
tarnegolet

Categories:

ТРИ КОРОТКИХ БАЛЕТА –

Иржи Килиана, Андониса Фониадакиса и Хофеша Шехтера, объединенных в единое действо под общим названием «Антитеза»

Прежде, чем попытаться рассказать о каждом из этих балетов, что само по себе дело неблагодарное – как словами передать то, что происходит в танце? – попытаюсь обозначить то общее, что я увидела в работах этих замечательно ярких современных мастеров.

Забыты все понятия классического балета – все эти па-де-де, плие, па-де-ша… Танцоры ползают по сцене, катаются по ней, сталкиваются в прыжках, скручиваются. Все движения, все возможности пластики используются для работы на образ.

Исчезли пачки, пуанты, костюмы. Минимум условной одежды, ничего не отвлекает от мощной работы тел.

Ушло понятие цельного балета, написанного великими композиторами. Артисты танцуют под стихи и прозу, под технический скрежет, под тишину, под разные музыкальные отрывки, под ритмический стук – под всё что угодно. Звуковой фон не сливается с танцем, но часто контрастирует, спорит с ним, усиливает напряжение дисгармонии.

Этот балет не рассказывает прекрасные сказки, он поднимает мучительные вопросы нашего времени.

1. «Волк» Хофеша Шехтера

Сначала голос рассказал, как миллионы лет назад в океане зародились дельфины, которые сразу стали общаться друг с другом и были уверены, что по-другому быть не может. Темнота, голубоватый дым, и на полу сцены мягко, по-рыбьи, изгибается, «плавает» фигура.

А потом появляются другие существа. Их много, и хоть они в толпе, в стае, но каждый мучительно одинок, одинокие волки. Каждый страдает, бьется за выживание, воет телом, но не замечает, что вокруг мучаются ему подобные. И только в какой-то момент они поделились на пары, и стали осторожно, неумело, касаниями пальцев пробовать общаться со вторым.

В зале было множество подростков, вероятно, из танцевальных школ. Их обучают классическому балету или народным танцам, и непривычное начало их удивило, позабавило, послышались смешки. Но быстро смолкли – действо их захватило, они учились понимать новый язык. Очень похоже на то, что происходило на сцене.

Хофеш Шехтер – израильтянин, давно уехавший в Европу – сначала в Париж, потом в Лондон.

2. Балет Иржи Кириана

Это о любви. Юноша рождается из темноты, когда видит прекрасную девушку. Это настоящая любовь – трудная, мучительная, счастливая и несчастная. С моментами понимания, слияния и тоской от непонимания, от одиночества вдвоем.

И черные тени этих двоих ведут свой танец на голубой стене, выдавая все несовпадения. У любви есть конец, и герои уходят в темноту, каждый в свою.

Ведь каждая наша любовь – это отдельная жизнь внутри целой жизни. Она проходит, и это маленькая смерть. За которой будет что-то другое. Или не будет. Как в песне «Dance me to the end of love» Леонарда Коэна.

Иржи Кириан, чех – уже классик, родился в 1947. Лауреат множества премий, но важно не это, а то, что он остается остро современным мыслителем в хореографии.

3. «Противоположность» Адониса Фониадакиса

Всё построено на контрастах – скрежещущие звуки и ломающиеся фигуры танцоров сменяются нежными хоралами и текучими, парящими танцовщиками, и так несколько раз.

В гармоничных сценах - тонкие андрогинные фигуры, не всегда поймешь, юноша или девушка. Пастельными нежными тонами развевающихся условных одежд и пропорциями вызывают в сознании Ботичелли.

В диссонансных сценах пол танцоров ярко выражен – девушки с распущенными волосами, юноши демонстрируют пластику мачо. Но гармонии между ними нет.

В начале балета одинокая фигура танцует с длинными лампами, и только ими обозначен пол. В конце другая фигура танцует с шарообразной лампой, и по ней понимаешь, что это – девушка. Потом появляется первый персонаж, и оба вида ламп соединяют их в единое целое.

Андонис Фониадакис – грек, критянин. Работает с самыми разными балетными труппами по всему миру.

Добавлю, что зал Иерусалимского Театра был полон, публика орала «браво!», свистела от восторга и не хотела отпускать танцоров. А я сняла кольца, чтобы они не мешали аплодировать и хлопала так, что ладони болят до сих пор!
Tags: зрелища, израильские зарисовки, размышлизмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Лимерики вразнобой ( после книжки)

    По рассеянности Напрямую из Йыгивы в Тарту Шел филолог, весь полный азарту Сделать важный доклад, А пришел в Зуэрат – Спутав, взял африканскую…

  • Песня пьяного ковбоя (джазовая композиция)

    Глоток бренди Этот глоток бренди Нет ничего снаружи И ничего в доме Только глоток бренди И ничего не нужно Ничего кроме Кроме глотка бренди Бренди…

  • Вредный совет

    Если кто к тебе пристанет, Чтобы маску ты надел, Ни за что не поддавайся, Ты же личность, не овца! А когда толпой окружат И начнут тебя стыдить,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments